Интервью

Интервью с С.В. Ивановой, д.филос.н., проф., директором ФГНУ ИТИП РАО, главным редактором журналов "Ценности и смыслы", "Отечественная и зарубежная педагогика".

«Российская газета» 16 октября 2013

Век живи – век учи

С принятием нового закона о Российской академии наук вслед за модернизацией образования приходит пора изменений в структуре всей отечественной педагогической науки. Cвоего рода "двойная реформа". О новейших научных разработках и востребованности на этапе перемен головного звена Российской академии образования - Института теории и истории педагогики рассказывает его директор, доктор философских наук, профессор Светлана Иванова.

Светлана Вениаминовна, сегодня наука переживает изменения в связи с выходом нового Закона о Российской академии наук. Какие проблемы, на ваш взгляд как директора научного института, следует срочно решать?

Светлана Иванова: Новое законодательство - это весьма своевременный шаг. Проблем накопилось множество. Однако взгляд на науку со стороны и взгляд изнутри - это разные взгляды. Я не являюсь человеком, знающим только академическую систему. Много лет преподавала и в школе, и в вузе, была управленцем в системе образования, работала в политических структурах. Поэтому опираюсь и на видение извне, и со стороны. Приоритетная задача - повысить качество научных исследований, создать условия, чтобы ученые активно развивали научные связи, а не замыкались в своей раковине. Важно мотивировать и растить научных сотрудников, давать им возможность высказаться и оценить себя рядом с другими учеными. Должны быть средства на командировки и в стране, и за рубежом. Стыдно писать приказ о поездке маститого ученого с присказкой "за счет принимающей стороны". Не развивает науку куча платных конференций и про "мыло", и про "шило" в одном флаконе. А таких хватает. Ученый может провести актуальное исследование и получить важные выводы. Но кто его услышит? Если ни у него, ни у научного учреждения нет возможности опубликовать и обсудить в широком научном сообществе. Вот эта цепочка между учеными и лицами, принимающими решения, а также педагогами-практиками сегодня по большому счету во многом утрачена. Ученым не на что и негде печататься. Не умеют ученые себя продвигать, и не им самим надо это делать. Надо принимать государственные меры и самим академиям заботиться о том, чтобы издавалась научная литература. Сегодня средств на издательскую деятельность у институтов Российской академии образования фактически нет.

Не буду касаться проблем старения кадров, практического отсутствия притока молодых, низкой зарплаты ученых. Конечно, каждый институт, как может, пытается справляться. Однако в целом ситуация сложна, и отдельными усилиями ее не изменить. Директор, опираясь на интеллектуальное ядро, может вывести свой институт на иной уровень, выше среднего, но есть преграда в виде общих, системных проблем. Речь не о новых и огромных вливаниях в педагогическую науку, хотя объективно средства требуются. Уверена, что при грамотном менеджменте и системном подходе, можно многое решить имеющимися ресурсами.

Из ваших слов ясно, что речь идет о системном кризисе. Новый закон об академиях помогает разрешить эту ситуацию?

Светлана Иванова: Реорганизация и изменение подходов к науке, причем в режиме обсуждения с научным сообществом, - жизненно важны. Но есть несколько сторон вопроса: состояние самой науки, готовность к развитию, качество научных кадров (реальное, а не по регалиям - сегодня для РАО это не пустой вопрос!) и управление ею. Хотелось бы, чтобы мы не порастеряли в борьбе за эффективность науки саму науку. А терять пока еще есть что...

Разумеется, важна шкала оценки и "судьи кто", точка зрения и точка отсчета. На мой взгляд, жаль, что РАО по новому закону не становится отделением РАН, а уходит под крыло министерства образования и науки. Понятно, что это не случайно и в этом есть своя логика.

Все понимают, что нашей академии дальше "так жить нельзя" и поэтому чиновники принимают на себя большую "головную боль". Хочется надеяться, что в новые условия позволят решить ряд острейших организационных и управленческих проблем.

А как насчет утраты фундаментальности науки? Начнете выполнять задания министерства и кончится серьезная наука? Этого многие ученые РАО сегодня опасаются. Читать далее...

 

Интервью с С.В. Ивановой, д.филос.н., проф., директором ФГНУ ИТИП РАО, главным редактором журналов "Ценности и смыслы", "Отечественная и зарубежная педагогика"  

Радио «Голос России»

Апрель 2012

 

Первый и резонный вопрос: как Вы все успеваете?

С трудом, но у меня высок интерес к тому, что я делаю. Отсюда – мотивация к работе, иногда в ущерб отдыху и семье.

Вы – спонтанный или планирующий человек?

Я – спонтанно планирующий. Анализируя с годами свои деловые поступки, поверила коллеге, которая несколько лет назад назвала меня «человеком-проектом». Люблю новые дела, рассматриваю их сразу как проект и действую в рамках проектной деятельности.

Это всегда дает правильный результат?

Я уверена, что результат будет чаще всего тот, что запланирован. Надо правильно его планировать. Читать далее...